Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 03.05.2024, 08:18 |
МКДОУ "Детский сад № 19" | |
Приветствую Вас Гость |
|
Исследовательская деятельность и экспериментированиеИсследовательская деятельность и экспериментирование в МКДОУ «Детский сад №19 «Родничок»
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника. Рассматривая Целевые ориентиры нужно отметить, что на этапе завершения дошкольного образования одним из пунктов прописано: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Предполагаемые нововведения воспитательно-образовательной работы с детьми заключаются: — в преобразовании предметно-развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей, создающей ребёнку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей; — в подборе диагностических методик для определения эффективности работы по развитию познавательной активности средствами детского экспериментирования во всех возрастных группах; Неотъемлемой частью обновлённого образовательного процесса является тесное сотрудничество с родителями воспитанников, вовлечение их в дела ДОУ. Для этого важно планировать привлечение родителей к реализации совместных детско-родительских проектов, консультации и др. Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное то, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Ребёнок склонен наблюдать, экспериментировать, настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить значит сделать шаг в неизведанное. Ему предоставляется возможность самому найти ответы на вопросы. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Важно помнить, что НОД является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование – все они могут быть частью любого занятия . Принципы построения предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Развивающая среда должна обеспечивать: · развитие первичных естественно – научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); · формирование умений комплексно обследовать предмет в центрах экспериментирования (с распределением материала по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина» «Дерево» и т. д.) · В центрах познавательно-исследовательской деятельности дошкольников важно организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для самостоятельной деятельности детей. · Постоянно пополнять центры познавательно-исследовательской деятельности дошкольников различным оборудованием, схемами для самостоятельной работы. Методика и технология организации самостоятельной деятельности детей — новое направление в соответствии с ФГОС ДО: Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования 1. Видеть и выделять проблему. Примерные цели экспериментирования. ¨Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность. ¨Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). ¨Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. ¨Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. ¨Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов. Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности Ø занятия; Ø беседы познавательно-эвристического характера; Ø знаково-изобразительные средства; Ø лабораторные работы; Ø киносеансы; Ø прослушивание аудиозаписей; Ø дидактические и развивающие игры, упражнения; Ø сюжетно-ролевые игры; Ø эксперименты и опыты; Ø рассматривание картин; Ø наблюдения за живыми объектами и явлениями природы; Ø экскурсии и целевые прогулки; Ø работа в уголках природы; Ø экологическая тропа, экскурсии и целевые прогулки; Ø акции добрых дел; Ø предметные недели; Ø кружковая деятельность; Ø конкурсы; Ø праздники, развлечения, вечера досуга; Ø театрализованная деятельность; Ø Дни открытых дверей; Ø диагностика развития детей. Формы фиксации опытов и экспериментов. ¨Календарь погоды. В мини лабораториях может быть выделено: 1. Место для постоянной выставки. 2. Место для приборов. 3. Место для выращивания растений. 4. Место для хранения природного и бросового материала. 5. Место для проведения опытов. 6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.) Приборы и оборудование для мини-лабораторий 1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п. 2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки. 3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.) 4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д. Китайская пословица гласит:
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Создать бесплатный сайт с uCoz |