Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 12:04

МКДОУ "Детский сад № 19"

Меню сайта
Форма входа

Освоение письменной речи

Освоение письменной речи

В тот момент, когда малыш раннего возраста «заговорил», речь как таковая только начинает формироваться. И это сложный, многоступенчатый процесс. Считается, что речью как способом коммуникации ребёнок овладевает к пяти годам. К этому возрасту он уже должен обладать достаточно богатым словарным запасом, строить основные грамматические конструкции использовать речь как средство самовыражения. Собственно, это последнее и является главным показателем развитости речи: развитая речь позволяет сочинять. Но все эти достижения ребёнка существуют пока только в одной плоскости – в плоскости устной речи. Когда он пойдет в школу, ему предстоит невероятно сложная задача: научиться делать все это ещё и на письме. Разным людям разные формы речи даются по-разному: это зависит от индивидуальных особенностей личности. Но в процессе развития устная и письменная речь влияют друг на друга и стимулируют совершенствование друг друга. Создаем для дошкольников так называемые «ситуации письменной речи», и это действенное средство развития детской речи, её самой сложной – монологической формы. В «ситуации письменной речи» сам ребёнок ничего не пишет. Он только рассказывает, а его речь записывает взрослый. Не все, что записано за ребёнком, - продукт ситуации письменной речи. Ситуация письменной речи специально организована, когда ребёнок знает, что вы за ним записываете. Когда он сочиняет текст специально «для записи», «диктует» взрослому. А взрослый фиксирует устную речь, превращая её в знаки. Слышимое, но невидимое превращается в видимое, но неслышимое. То, что ребёнок произнес, не растворяется, не исчезает. Взрослый даже по прошествии времени сможет в точности воспроизвести то, что ребёнок сочинил Сформулируем некоторые правила, позволяющие психологически грамотно выстроить ситуацию письменной речи. Ребёнку предлагаем интересную, близкую, личностно важную для него тему. Здесь предоставляем ребёнку свободу импровизации. Вопросы нужно задавать животрепещущие, на которые он внутренне откликнется. «С кем и во что я играю в детском саду?», «У меня дома есть игрушки», «какой подарок я попрошу у Деда Мороза?», «Что было, когда я болел?», «Я мечтаю, чтобы мне завели котенка». Предлагаем «провокационные» темы, предварительно выяснив у детей, что они не любят: «Почему я не люблю понедельник?», «Почему я не люблю спать днём?», «Что я люблю и что не люблю есть за обедом?», «Когда я обижаюсь?» и т.п. Только когда ребёнок получит некоторый опыт высказываний на значимые для себя темы, можно перейти к придумыванию фантастических или волшебных историй. И – опять- таки – в этой ситуации главным персонажем таких историй должен быть ребёнок. Он про себя, про свои желания должен рассказывать. Ребёнок должен видеть, как взрослый за ним записывает. Время от времени нужно показывать ребёнку текст, в который превратился детский рассказ. Время от времени уточнять: «Я вот так записал. Ты ведь это говорил? Нет? Тогда я зачеркну. Скажи ещё раз, чтобы точнее получилось.» Зачеркивание допустимо, потому что взрослый работает в черновике. Наконец, в конце нужно обязательно прочитать малышу весь текст. Ведь это итог. Это и есть результат «превращения» устного в письменное. Ситуацию письменной речи организовываем для детей с четырех с половиной лет – когда они «дозревают» до коллективных игр, когда начинает заметно расширяться их социальный опыт и общение становится более разнообразным. Эффект от использования ситуации письменной речи особенно заметен во взаимодействии с пятилетками и шестилетками. И эффект связан не только с предшкольной подготовкой. Ситуация письменной речи, организованная в семье, - прекрасный способ развития отношений между родителями и детьми.

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 44
Друзья сайта
  • Министерство образования и науки РФ
  • Портал Российское образование
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция ЦОР
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • МКОУ СОШ №6 п.Заря
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz