Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка пронизывает всенаправления образовательной деятельности. С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом овладения культурным и практиками.
Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Партнерские отношения взрослого и ребенка в Организации и в семье являются разумной альтернативой двумдиаметральнопротивоположнымподходам:прямомуобучениюиобразованию,основанномунаидеях«свободноговоспитания».Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации поставленной цели на равнее с детьми, как более опытный и компетентный партнер.
Для личностно порождающего взаимодействиия характерно принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Взрослый не подгоняет ребенка под какой-тоопределенный«стандарт»,астроитобщениеснимсориентациейнадостоинстваииндивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения.Онсопереживаетребенкуврадостииогорчениях,оказываетподдержкупризатруднениях,участвует в его играх и занятиях. Взрослый старается избегать запретов и наказаний.Ограниченияипорицанияиспользуются вслучае крайнейнеобходимости, неунижаядостоинстворебенка.Такойстильвоспитанияобеспечиваетребенкучувствопсихологическойзащищенности,способствуетразвитиюегоиндивидуальности,положительныхвзаимоотношенийсовзрослымии другимидетьми.
Личностно-порождающее взаимодействие способствует формированию у ребенкаразличных позитивных качеств. Ребенок учится уважать себя и других, так как отношениеребенка к себе и другим людям всегда отражает характер отношения к нему окружающихвзрослых. Он приобретает чувство уверенности в себе, не боится ошибок. Когда взрослыепредоставляют ребенкусамостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в егосилы,он непасуетпередтрудностями,настойчивоищетпутиихпреодоления.
Ребенокнебоитсябытьсамимсобой,бытьискренним.Когдавзрослыеподдерживаютиндивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданныхограничений и наказаний, ребенок не боится быть самим собой, признавать свои ошибки.Взаимноедовериемеждувзрослымиидетьмиспособствуетистинномупринятиюребенкомморальныхнорм.
Ребенок учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Ведь взрослый везде , где это возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ребенком права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует формированию у него личностной зрелости и, как следствие, чувства ответственности за свой выбор.
Ребенок приучается думать самостоятельно, поскольку взрослые не навязывают емусвоегорешения,аспособствуюттому,чтобыонпринялсобственное.Ребенокучитсяадекватно выражать свои чувства. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослые содействуют формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемыми способами . Ребенок учится понимать других и сочувствовать им, потому что получает этот опыт из общения со взрослыми и переносит его на других людей.