Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 09:44

МКДОУ "Детский сад № 19"

Меню сайта
Форма входа

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО

ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

 

Правила, изложенные в данной инструкции, предлагаются к обязательному исполнению.

• Отправляясь на экскурсию или на прогулку по улицам города, воспитатель обязан точно

знать число воспитанников, которых он берет с собой (обязательно сделать пометку).

Оставшиеся по каким - либо причинам дети в детском саду, по указанию заведующего

находятся под присмотром определенного сотрудника.

• Группы воспитанников разрешается водить только по тротуару (а не по дороге вдоль

тротуара). Нужно следить, чтобы дети шли строго по двое, взявшись за руки.

• Дети очень любознательны, в пути они могут увлечься чем-нибудь, отстать или

уклониться в сторону. Поэтому группу воспитанников всегда должны сопровождать двое

взрослых: один идет впереди, другой – сзади, в руках взрослые должны держать

сигнальные флажки.

• Переходить через улицу надо на перекрестках или в местах, где имеются знаки перехода,

по пешеходным дорожкам и при зеленом сигнале светофора.

• Переходить через улицу надо не спеша, спокойным ровным шагом.

• Переходить через улицу надо напрямик (а не наискось), потому что это ближайший путь

на противоположную сторону.

• При переходе улицы на перекрестке надо обращать внимание не только на зеленый сигнал

светофора, но и на приближающийся транспорт. Прежде чем сойти с тротуара необходимо

пропустить машины.

• В тех местах, где нет тротуара, надо ходить по левой стороне, навстречу транспорту, и

при его приближении уступать ему место, отходя к краю дороги.

• Воспитателям нужно брать с собой красный флажок, и в случае, когда воспитанники не

успели перейти улицу, поднятием вверх флажка дать сигнал водителю остановиться и

пропустить остальных детей.

• Большое значение имеет обучение воспитанников правилам уличного движения. Это

следует делать систематически и настойчиво, сообразуясь с особенностями детского

возраста.

• Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы

правильно преподать их воспитанникам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация непосредственно образовательной деятельности по обучению

дошкольников безопасному поведению на улице.

 

Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально

защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте. При этом педагог должен четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице. Инновационный подход к организации непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:

1. развитие у воспитанников познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;

2. обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;

3. формирование у воспитанников навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

В большинстве дошкольных учреждений программа обучения безопасному

поведению на улице является составной частью общей программы воспитания детей.

Однако вопросы по тематике дорожной безопасности рекомендуется изучать как отдельные направления в общей программе воспитания. Например, при ознакомлении дошкольников с окружающим миром можно изучать дорожную среду. Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах предусматривает и изучение правил безопасных действий дошкольников на улицах, дорогах и в транспорте. Развитие речи включает в себя вопросы изучения слов, выражений, в т. ч. по тематике дорожной безопасности и т. д. В общую программу воспитания дошкольников должны быть включены вопросы, раскрывающие содержание терминов "опасность" и "безопасность".

Главная цель воспитательной работы по обучению воспитанников основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:

• через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети

наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные

переходы и т. д.;

• в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.

Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.).

Воспитывая дошкольников, педагог применяет такие методы, как внушение,

убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо

поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы

детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно

держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок,

специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в

альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на НОД по развитию речи с использованием дорожной

лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.

Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с

дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым

реализовать стремление к познанию.Таким образом, программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения (их, кстати, хорошо должен знать сам педагог), сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице. При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.

В целом план проведения дидактических занятий с дошкольниками должен

предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того,

чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде.

Основные из них:

• умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт;

• умение различать величину транспорта;

• умение определять расстояние до приближающегося транспорта;

• знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение;

• понимание особенностей движения транспорта; того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка);

• понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей;

• умение связно выражать свои мысли.

Все эти вопросы должны отражаться в общей программе воспитания детей.

Непосредственно образовательная деятельность должна иметь свои цели и задачи.

Например:

• ввести в активный словарный запас основные понятия по дорожной лексике (пешеход,

водитель, пассажир, светофор, тротуар, бордюр, проезжая часть дороги, дорожные знаки,

пешеходный переход, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход,

дорожная разметка "зебра", опасность, безопасность, авария (дорожно-транспортное

происшествие));

• познакомить с основными видами транспортных средств;

• определить опасные места вокруг дошкольного учреждения, в микрорайоне проживания,

во дворе, на улицах по дороге в детский сад;

• проложить совместно с воспитанниками безопасный маршрут движения в дошкольное

учреждение;

• разъяснить воспитанникам типичные ошибки поведения на улице, приводящие к

несчастным случаям и наездам на пешеходов;

• рассказать об опасностях на улицах и дорогах, связанных с погодными условиями и

освещением;

• научить быть внимательными, уметь видеть и слышать, что происходит вокруг,

осторожно вести себя во дворах, на тротуаре, при движении группой, при езде на

велосипеде, роликовых коньках, скейтборде, самокате, санках;

• обучить быстрой ориентации в дорожной обстановке: осматриваться при выходе из дома,

находясь во дворе, на улице, не выходить на проезжую часть дороги из-за препятствий и

сооружений; не стоять близко от углов перекрестка, на бордюре; не играть возле проезжей

части дороги.

Также воспитатель самостоятельно определяет, какие занятия по дорожной тематике

можно проводить в младшей, средней, старшей, подготовительной группах и группе

кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении. Изучение ПДД нужно

проводить с учетом их интересов.

Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в "группу риска". Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, пассивные. С ними воспитатель проводит работу с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями.

• Рекомендуется использовать с дошкольниками новые педагогические технологии:

• моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;• самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных

тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы воспитанников;

• интерактивный опрос;

• коллективная деятельность воспитанников по изучению, осмыслению и осознанию

правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.

Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение воспитанников в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее

в конечном итоге на реальные дорожные условия.

При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения на улице. Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.

В младшей группе изучение ПДД лучше всего проводить на прогулках (для лучшей наглядности).

На них воспитатель показывает детям тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети узнают, кого называют водителем, пешеходом, пассажиром. При изучении

светофора им объясняют значение красного и желтого сигналов как запрещающих движение и значение зеленого сигнала как разрешающего движение.

Также дошкольники наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать транспортные средства по названию и величине (большой/маленький): легковой автомобиль, трамвай, автобус, троллейбус и др. Педагогу важно объяснить воспитанникам, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными.

Полезно прибегать к наглядному моделированию дорожных ситуаций. Наилучший способ – подталкивать дошкольников к играм с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т. д.).

Для развития правильной ориентации воспитанников в пространстве нужно обучать их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам.

В результате таких занятий дошкольники получают знания о том, что такое светофор, транспорт, дорога. Они привыкают, находясь на улице, держать взрослого за руку.

Дидактические занятия по дорожной тематике могут проводиться в виде рисования в альбомах или в специальных тетрадях с заданиями по штриховке, обводке, дорисовке предметов, развивающих мелкую моторику рук.

На прогулках с детьми среднего дошкольного возраста нужно начинать обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада. Также воспитатель

непременно должен объяснить, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя. На прогулках за территорией ДОУ необходимо расширять знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. Воспитатель показывает воспитанникам те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть.

На улице полезно проводить упражнения на развитие глазомера и бокового зрения.

Таким образом, у ребят формируется умение чувствовать и различать скрытую угрозу в

дорожной среде.

Педагог может дать задание составить рассказ о дорожной ситуации. К примеру,

ребята могут рассказать, как ехали в машине (автобусе, трамвае и т. д.). Или как они шли

пешком в детский сад. При этом воспитатель ненавязчиво закрепляет у дошкольников

понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняет, насколько

хорошо дети владеют дорожной лексикой.В объяснениях полезно использовать иллюстративный материал: книги и плакаты,

где изображены опасные ситуации, к примеру во дворе, а также различные указания по поведению рядом с проезжей частью.

Таким образом, к пяти годам у воспитанников расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, формируются навыки наблюдения за происходящим в дорожной среде.

В старшей группе продолжается знакомство воспитанников с особенностями дорожного движения транспорта и пешеходов. Закрепляется умение ребят свободно ориентироваться на территории вокруг детского сада в присутствии воспитателей. Дети

должны уметь объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в детский сад. Также нужно продолжать знакомить воспитанников с основными понятиями дорожного "словаря".

На прогулках за территорией дошкольного учреждения рекомендуется обращать внимание дошкольников на правильные и неправильные действия других пешеходов. При

этом педагогу необходимо проследить за тем, смогут ли воспитанники сами рассказать, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия опасны и что

нужно делать, чтобы быть в безопасности.

Нужно обращать внимание дошкольников на особенности движения крупно- и малогабаритного транспорта. Воспитатель объясняет, что такое "закрытый обзор". На прогулке воспитатель наглядно показывает дошкольникам движение транспортных средств: больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей,

мотоциклов, которые не видны за большим транспортом. Объясняет, что если пешеход переходит дорогу в неположенном месте, он не видит, что за большим транспортом может

ехать мотоцикл, легковая машина с большой скоростью. В свою очередь, водитель автомобиля (мотоцикла) тоже не видит пешехода, если он переходит дорогу в месте

закрытого обзора. В результате происходят наезды. Интересной и эффективной формой работы станет организация ролевых игр, в которых ребята доведут до автоматизма навыки безопасного поведения на улице. Если в детском саду имеется макет микрорайона с улицами, прилегающими к территории детского сада, то воспитатель, поставив воспитанников вокруг макета, может рассказать им про город, улицы, светофоры: транспортные и пешеходные, пешеходные переходы и т. д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показать, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.

Таким образом, в старшей группе расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, проверяются осознание и понимание дошкольниками опасных и безопасных действий. Особенно внимательно нужно относиться к воспитанникам подготовительной группы, ведь они – будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. С ними продолжаются образовательные ситуации на развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, речи. У дошкольников этой возрастной группы нужно развивать способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации. Они должны уметь самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, предвидеть опасность на улице. Также к этому возрасту дошкольники должны уметь наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха (увидел сигнал светофора, услышал предупредительный звуковой сигнал, подаваемый водителем автомобиля, и т. д.), с пониманием объяснять опасные места в окружающей дорожной среде. Ознакомление с ПДД также проводятся и в группах кратковременного пребывания. С учетом лимита времени воспитатель может выборочно давать ребятам задания в альбомах по рисованию, развивающие их познавательные способности и активизирующие их самостоятельную работу по изучению правил безопасного поведения на улице.

Принципы воспитания и обучения

• единство;

• наглядность;

• постепенность;

• доступность и др.

Примерная тематика образовательный ситуаций по ПДД с дошкольниками:

• "Дорога в дошкольное учреждение".

• "Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению".

• "Предвидение опасности на улицах".

• "Виды транспортных средств".

• "Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке".

• "Нахождение на улице со взрослыми и правила перехода проезжей части дороги".

• "Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров".

• "Виды и сигналы светофоров".

• «Пешеходный переход (подземный, надземный и наземный – "зебра")».

• "Дорожные знаки для пешеходов".

• "Развитие глазомера для определения расстояния до приближающихся транспортных

средств, определение направления их движения, опасные повороты автомобилей".

При обучении воспитанников следует учитывать следующие данные научных исследований:

• дошкольники младшей группы способны запомнить только два, три ярких признака предметов;

• дети средней группы могут запомнить три, четыре признака предмета;

• дети из старшей группы запоминают не больше пяти, шести признаков предмета.

Имеются в виду: цвет, форма, структура, пропорции, величина, назначение предмета.

При реализации программы воспитания и обучения дошкольников воспитателю

рекомендуется определить цели и ориентиры для каждой возрастной группы (от 3 до 7 лет),

к которым он должен стремиться, формируя и развивая у них навыки безопасного

поведения на улице.

Приложение 6

Просвещение родителей по вопросам обучения детей правилам дорожного движения. Организуя столь важную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников. Для этого нужно

продумать их участие в проводимых мероприятиях. Следует посвятить этому отдельное

родительское собрание, на котором ознакомить родителей с основными мерами по обеспечению безопасности их детей на улицах.

Так, на собрании важно напомнить родителям, что яркая одежда помогает водителю

увидеть ребенка. И наоборот, малыша трудно заметить, если на нем блеклая одежда.

Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или

обзор закрывает зонт. Детям нужно разъяснять, какой опасности они подвергаются, когда

их не видно. Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду

неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями.

Современная детская одежда (куртки, комбинезоны) обычно уже имеет нашивки-

отражатели. Многие игрушки, значки, наклейки на детских рюкзаках имеют свойства

отражателей. Чем их больше на одежде и вещах ребенка, тем лучше.

Как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям? Во-первых, разбирать и

оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок. Во-вторых, воспитывать

чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои эмоции и

реакции. В-третьих, учить управлять своим телом, понимать его физические границы и

возможности, переносить приобретенный опыт на новые ситуации.

Полезно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились

частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они

должны вести себя на улице и в транспорте, нужно столько раз и так часто, чтобы

дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в

стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно.

Следует разъяснять детям, что машина, даже припаркованная, может в любой

момент двинуться с места, неожиданно выехать из-за угла, из подворотни, ворот. Дети

должны знать, что играть на стоянке машин, прятаться за припаркованные машины –

опасно для жизни. С ребенком необходимо исследовать двор и ближайшие улицы, показать опасные места, объяснить, чем они опасны, найти вместе с ним наиболее безопасное место для игр во дворе. Малышу следует объяснять значение дорожных знаков и сигналов светофора, рассказывать, что происходит вдали и вблизи улицы, по которой он ходит вместе с родителями. Нельзя разрешать детям играть самостоятельно на улице где-либо кроме детских площадок, а кататься на санках можно позволять только с тех горок, которые родители видели сами и уверены, что они безопасны. Безопасным можно считать склон, не выходящий на проезжую часть. Следует четко указывать границы участка, где дети могут спокойно кататься на велосипедах и других транспортных средствах.

Надо постоянно напоминать, что машина не только “красивая игрушка” (пусть и великоватая для ребенка), средство передвижения, перевозки грузов, но и источник опасности.

Грамотное поведение в транспорте, вблизи дорог и на улице включает в себя ряд

умений, не связанных непосредственно со знаниями об автомобилях и устройстве дорог.

Имеется в виду, что дети должны уметь различать основные цвета, формы, изображения,

используемые при регулировке движения транспорта и в знаках дорожного движения,

усвоить понятия “вправо”, “влево” (“справа”, “слева”, “направо”, “налево”), “посередине”,

“между”, “мимо”, “вверх”, “вниз”, “спиной”, “боком”, а также другие слова, обозначающие направление движения и местонахождение предмета. Дети должны понимать и такие слова, как “стой”, “быстро”, “опасно”, “осторожно”, “посмотри”, “внимание”, “по очереди”, “вместе” и т. д. Кроме того, необходимо научить их запоминать расположение предметов, быстро распознавать предмет, концентрировать внимание на отдельном предмете и на нескольких неподвижных и движущихся предметах, видеть боковым зрением и т. д. Если ребенок заблудился на улице, это становится проблемой и для него самого, и для родителей. Хорошо известно, что каждый ребенок хоть раз в жизни да потеряется, но большинство родителей не готовы к такому повороту событий и воспринимают его как трагедию. Для ребенка это часто та ситуация, в которой он вынужден проявить все полученные знания о том, как переходить дорогу, как дойти до дома, вспомнить имя, фамилию, адрес и т. п. Даже если родители много раз повторяли все это своему малышу, они не могут быть уверены в том, что в стрессовой ситуации дошкольник не растеряется и будет действовать адекватно. Поэтому на всякий случай надо снабдить ребенка карточкой, на которой написаны все эти сведения, а также фамилия, имя, отчество, домашний и рабочий телефон родителей, бабушек и дедушек, каких-нибудь друзей или знакомых. Ребенку обязательно следует внушить, что, если он потеряется и на его плач и крик родители не придут, он должен обратиться к милиционеру, каким-нибудь пожилым людям или продавцу в магазине.

На информационных стендах для родителей детей разного возраста следует повесить

рекомендации по обучению правилам дорожного движения и поведения на улице. Это

будет еще одним поводом напомнить родителям о важности данной темы и обсудить это с

ребенком по дороге домой.

К организационно-педагогическим условиям, способствующим эффективной организации

педагогического процесса относятся:

1. создание и организация системы непрерывной подготовки дошкольников к безопасному поведению на дорогах;

2. специальную подготовку воспитателей по основам безопасности дорожного

движения и технологии обучения воспитанников безопасному поведению на дороге

и в транспорте;

3. наличие необходимой учебно-методической базы и материально-технического

обеспечения учебного процесса;

4. организацию учебного процесса в общем плане работы МБДОУ «Детский сад №30»;

5. постоянное взаимодействие с социально-педагогической средой при организации и

проведении мероприятий, направленных на подготовку дошкольников к

безопасному поведению на дорогах (семьи воспитанников, ГИБДД, детские сады

города, спортивные секции, кружки и клубы по месту жительства и т.д.);

6) создание в ДОУ кабинета безопасности дорожного движения и соответствующее

оборудование.

Организация процесса непрерывной подготовки дошкольников к безопасному поведению,

на дороге может быть эффективной лишь при соблюдении следующих принципов:

• непрерывности, систематичности и последовательности обучения;

• наглядности и доступности; единства теории и практики обучения и воспитания;

• учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

• ведущей роли воспитателя при самостоятельности и активности обучаемых;

• сотрудничества воспитанников в процессе обучения.

При этом воспитатель должен знать:

1. физиологические и психические качества, имеющие первостепенное значение

для безопасного передвижения по дороге;

2. факторы, влияющие на психофизическое состояние ребенка на дороге;

3. наиболее распространенные ошибки пешеходов-детей, связанные с

незнанием собственных возможностей;

4. понятие «риск» и связанные с ним особенности поведения детей на дороге;

5. психофизиологические различия в поведении детей и взрослых на дороге;

6. психофизиологические различия в поведении мальчиков и девочек на дороге;

7. особенности поведения детей дошкольного возраста во дворах, на дорогах и

за городом;

8. наиболее распространенные ошибки пешеходов, связанные с незнанием

психологии водителей;

9. методы работы по предупреждению детского дорожно-транспортного

травматизма;

10. факторы, влияющие на результативность работы по БДД;

11. методические приемы, используемые в образовательных ситуациях по ПДД и

их специфику;

12. учебные, наглядные и методические пособия, ситуационные и другие

практико-ориентированные методы обучения;13. основные причины нарушения ПДД детьми;

14. типичные ошибки детей на дороге,

15. основные места и время дорожно-транспортных происшествий с детьми;

16. особенности дорожной обстановки в зависимости от времени года и суток.омыслия, нетерпимы разногласия по принципиальным вопросам

 

Методика построения системы работы по изучению дошкольниками правил

дорожного движения.

Целью организации работы является формирование и развитие у воспитанников

умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий

специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов. Эта

система обучения должна решать следующие задачи:• Обучение воспитанников безопасному поведению на автомобильных дорогах.

• Формирование у воспитанников навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой

и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.

• Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного

движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.

• Обогатить представление воспитанников о здоровье. Детей необходимо обучать не

только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в

транспорте.

При построении системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения

следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:

• Ребенок – пешеход;

• Ребенок – пассажир городского транспорта;

• Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и

др.).

В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения

воспитанников на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно

проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды

деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную

деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все

разделы и направления программы воспитания в детском саду:

• организованные формы обучения на НОД,

• совместную деятельность взрослого и ребенка,

• самостоятельную деятельность ребенка,

• воспитание навыков поведения,

• ознакомление с окружающим,

• развитие речи,

• художественную литературу,

• конструирование,

• изобразительное искусство,

• игру.

Особое место в системе обучения воспитанников необходимо уделить ознакомлению с

распространёнными причинами дорожно-транспортных происшествий с участием

детей.

1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом

(мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей

части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её

осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время

движения).

2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши

дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или

осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).

3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для

игр).

4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет

привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо

подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:

1. Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить

направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.

2. Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного

меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет

появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне. Остальные машины слева и

справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.

3. Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени,

чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. Ребёнок не в состоянии на

бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным

опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку

требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

4. Надёжная ориентация налево - направо приобретается не ранее, чем в семилетнем

возрасте. Чтобы выработать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге не

обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении НОД по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и

атрибутов. Так, в первой младшей группе воспитанников учат различать красный и зелёный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с

человечками). При проведении игры «Красный – зелёный» воспитатель поясняет, что если

он показывает красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на

проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора. Во второй младшей группе воспитанники продолжают знакомиться с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь уместно отработать умение ребёнка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность.

Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам. Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, воспитатель знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном

транспорте должно стать привычкой.

В средней группе, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», воспитанники знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны).

Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 44
Друзья сайта
  • Министерство образования и науки РФ
  • Портал Российское образование
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция ЦОР
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • МКОУ СОШ №6 п.Заря
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz