Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 03.05.2024, 07:06 |
МКДОУ "Детский сад № 19" | |
Приветствую Вас Гость |
|
Развитие устной речиРазвитие культуры устной речи и речевая активность Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Основная цель речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО – развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Задачи речевого развития в ФГОС ДО: Владение речью как средством общения и культуры.
Надо сформировать устную · речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Обогащение активного словаря. Происходит за счет основного словарного фонда· дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно- тематическом планировании работы. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической · речи.Связная речь состоит из диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения. Развитие речевого творчества. Работа не простая, предполагает, что дети · самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия. Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха. Ребенок· усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух· текстов различных жанров детской литературы. Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки· обучения грамоте. Принципы развития речи: принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;· принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи;· принцип развития языкового чутья;· принцип формирования элементарного осознания явлений языка;· принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;· принцип обогащения мотивации речевой деятельности;· принцип обеспечения активной языковой практики.· Основные направления работы по развитию речи детей: Развитие словаря. Освоение значений слов и их уместное употребление в· соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. Воспитание звуковой культуры речи. Развитие восприятия звуков родной речи и· произношения. Формирование грамматического строя. Морфология (изменение слов по родам,· числам, падежам), синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений), словообразование. Развитие связной речи. Диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь· (рассказывание). Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Различение звука и· слова, нахождение места звука в слове, воспитание любви и интереса к художественному слову. Формы и методы работы по речевому развитию: Наглядные: непосредственное наблюдение (наблюдения в природе, экскурсии) и· опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность, рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам). Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание· наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Практические: дидактические игры, коммуникативные игры, словесные игры,· игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Средства развития речи: общение взрослых и детей;· культурная языковая среда;· обучение родной речи;· художественная литература;· изобразительное искусство, музыка, театр;· занятия по другим разделам программы.· Как же речевое развитие связанно с другими видами деятельности? 1. Игровая деятельность Игровая деятельность является важным звеном и условием реализации задач речевого развития. Через игровую деятельность происходит развитие диалогической речи; активного словаря; умение использовать в речи слова и выражения, отражающие представления ребёнка о нравственных качествах людей. А для более эффективного развития речевой активности, педагог старается: развивать потребность соблюдать правила речевого общения; вырабатывать привычку соблюдать нормы речевого этикета; помогать ребёнку точно, правильно, корректно строить высказывание и вежливо выражать собственное мнение в игровых ситуациях; создавать оптимальные условия для реализации эффективного речевого поведения детей в ролевой игре. 2. Познавательно - исследовательская деятельность Речевое развитие напрямую связано с познавательно-исследовательской деятельностью. Формирование речевых умений происходит в три этапа. На первом этапе (репродуктивном, при активном участии взрослого) у ребёнка формируются умения формулировать обоснованные, логически связанные высказывания (от 2 до 5 предложений) как в виде самостоятельного высказывания, так и в виде ответа на вопрос взрослого. На втором этапе (самостоятельного использования хорошо известных алгоритмов, правил, и т.д.) ребёнок обогащает и уточняет активный словарь, употребляет новые слова в собственной речи; расширяет объём словарного запаса словами тематических групп в соответствии с темами бесед (с учётом возраста). На третьем этапе (творческой реализации знаний и умений) происходит дальнейшее развитие воображения и творческой активности, развивается словотворчество, отражающее представление ребёнка об окружающем мире (с учётом возраста). 3. Коммуникативная деятельность Коммуникативная деятельность является одной из главных для речевого развития детей, так как в ней реализуются практически все задачи речевого развития. Начиная с младенческого возраста, у ребёнка в процессе коммуникации происходит развитие понимания речи, речевого внимания, усвоение интонационной и звуковой культуры, развитие артикуляции, обогащение словаря; постепенно развиваются грамматический строй, фонетико-фонематические процессы, связная диалогическая речь. Главной задачей педагога является создание условий для практической реализации детьми своего речевого потенциала. 4. Восприятие художественной литературы и фольклора В ходе реализации данного вида деятельности через диалог с автором, комментарии и обсуждение содержания произведения происходит овладение речью как средством общения, обогащение активного и пассивного словаря, и, как следствие, развивается связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь. Здесь важно, чтобы педагог давал возможность ребёнку высказывать свои мысли, отвечать на вопросы. В процессе восприятия художественной литературы и фольклора происходит понимание текста на слух, а на рефлексивном этапе дети инсценируют произведение, поют, что способствует развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 5. Конструирование Организация группового конструирования, обыгрывание построек, обсуждение конструкций и называние деталей помогают ребёнку овладеть речью как средством общения, обогатить активный и пассивный словарь, развивают связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Конструирование оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук, особенно когда дети работают с мелкими деталями конструктора, аппликации или с природным материалом, что в свою очередь способствует развитию речи. 6. Изобразительная деятельность Обогащение словарного запаса ребёнка-дошкольника происходит через знакомство с основными и вспомогательными цветами, произведениями изобразительного искусства и его жанрами (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура), с выразительными средствами (форма, цвет, колорит, композиция). В ходе реализации данного вида деятельности педагогом создаются условия для применения активного словаря (описание фрагментов рисунков), грамматических форм и представлений (при описании деталей аппликации, фрагментов рисунков); развития связной речи (вопросы и ответы во время продуктивной деятельности, описание собственного изделия или рисунка). Активизация мелкой моторики в процессе изодеятельности активно воздействует на мозговые центры, отвечающие за развитие речевых навыков. 7. Музыкальная деятельность В процессе музыкальной деятельности происходит обогащение словаря, развитие артикуляции, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и фонематического восприятия. При специально организованной деятельности дети с помощью словесных средств излагают посредством связной речи свои впечатления от музыкальных произведений. 8. Самообслуживание и элементарный бытовой труд В процессе деятельности детей по самообслуживанию педагог имеет возможность активизировать их речевую деятельность, привлекать внимание детей к их собственной речи, воспитывать эмоционально-положительное реагирование на просьбы и требования взрослого. Важно вырабатывать у детей умение выразить свою просьбу, жалобу, вопрос, ответить на вопрос, учить принимать участие в бытовом общении со взрослыми и сверстниками, учить правилам речевого этикета в общении с окружающими. 9. Двигательная деятельность Развитие двигательной активности и развитие речи находятся в прямо пропорциональной зависимости: чем выше активность, тем лучше развита речь. Помимо включения в повседневные занятия и игры с дошкольником различных классов двигательных действий важным является развитие умения осознавать выполняемые действия: рассказывать о том, с какой целью, как и в какой последовательности они выполняются. Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей. Взаимодействие с родителями Важную роль в речевом развитии детей является включение родителей в образовательный процесс. Рекомендуются следующие формы работы с семьей: мастер-класс;· круглый стол;· семинар-практикум;· родительский клуб;· интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»;· индивидуальные консультации;· обучающие презентации.· Создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников. В качестве основных компонентов речевой развивающей среды выделяют следующие: речь педагога;· методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;· специальное оборудование для каждой возрастной группы.· Грамотная речь педагога является одной из важнейших составляющих, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога должна отвечать следующим требованиям: ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам.· ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается· действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано. ЛОГИЧНОСТЬ – т. е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих· компонентов: начало, основная часть и конец высказывания. ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. · ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и· интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания. БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности.· УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и· условиям общения. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Создать бесплатный сайт с uCoz |