Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 03.05.2024, 13:33 |
МКДОУ "Детский сад № 19" | |
Приветствую Вас Гость |
|
Социально-эмоциональное развитие в ДОУСоциально-эмоциональное развитие в МКДОУ «Детский сад № 19 «Родничок»
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников. Стержнем социально-личностного становления ребенка дошкольного возраста является социально-эмоциональное развитие. Чувствами или эмоциями называют переживания человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям, к самому себе. Дошкольный период отличается тем, что здесь эмоциональная сфера играет особо важную роль, чувства и эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизнедеятельности ребенка. Таким образом, выделили основные моменты эмоционального развития дошкольника: 1. Развитие эмоциональной сферы. 2. Регулирование эмоций 3. Наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, 4. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками; 5. Проявление способности управлять эмоциями, т.е. произвольность поведения; 6. Темперамент ребенка. Основные задачи функционирования ДОО реализовываются в соответствии с Уставом, с учетом приоритетного направления работы "социально-коммуникативное развитие дошкольников". Социально-эмоциональное развитие в ДОО обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения, формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками, формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.В таких условиях особое значение придается состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию. Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом. Решающим фактором развития ребенка становится личность педагога, активизация его творческой деятельности через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы, способствующие вовлечению педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен, что позволяет: 1. Повысить качество образовательного процесса в дошкольном учреждении. 2. Стимулировать интерес и мотивацию педагогов к самообразованию. 3. Повышать уровень активности и самостоятельности. 4. Развивать навыки анализа и рефлексии своей деятельности. 5. Развивать стремление к сотрудничеству, эмпатии. Кроме того, обеспечивается создание атмосферы, снимающей у взрослых напряженность и тревожность в связи с включением в образовательную деятельность, раскрываются новые возможности. Реализуя социально- эмоциональное развитие дошкольников, перед педагогическим коллективом, где ребенок проводит большую часть своего времени, стоит задача создать условия для позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития. Учитывая особую важность развития ребенка, педагоги определили задачу социально-эмоционального развития как приоритетную: 1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. 2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей. 4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества. 5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками. Педагоги в своей образовательной деятельности используют такие способы и методы позитивной социализации, а именно:
Для реализации процесса социально-коммуникативного развития дошкольников, воспитатели и специалисты ДОО в своей работе используют разные виды деятельности:
Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Модернизация системы отечественного образования и ориентир на инновационный путь развития обусловили высокую активность разработки и внедрения новых образовательных технологий в дошкольных учреждениях. Использование новых подходов, методов и технологий позволили нам не только заниматься воспитанием у подрастающего поколения общей культуры, но и формировать умения вести здоровый образ жизни, адекватно реагировать на стрессовые ситуации, адаптироваться к различным условиям жизни и жизнедеятельности, защищать себя и свое здоровье от вредных воздействий окружающей среды. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Коллективом педагогов создана предметно-развивающая среда, составлены тематические планы, разработки НОД, подобран диагностический инструментарий, подобраны атрибуты, развивающие пособия и игры, разработан глоссарий «Календарь эмоций». Содержательная связь между разными образовательными областями позволяет интегрировать образовательное содержание при решении образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. Проводимая Неделя «Волшебный мир театра» позволяет формировать опыт социально-эмоциональных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь - это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне. Что позволяет сделать следующие выводы: - Социально- эмоциональное развитие детей – это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Эмоциональная культура является основой социально-эмоциональной компетентности, социальной адаптированности, социализации в целом.
Игра «Комплименты» Цель: Развитие умения выражать свое отношение к другому через слово, действие. Ход: Дети друг другу говорят комплименты, говорят друг другу добрые слова. Игра «Газета» Цель: Развитие тактильного контакта детей группы, преодоление барьеров общения. Ход: На пол кладется газета, на ней должны поместиться 4 ребенка, затем газета сворачивается пополам, потом еще. Задача детей – как можно ближе стать друг к другу, чтобы поместиться на газете. Игра «Молекула» Цель: развитие чувства принадлежности к группе, опыт позитивного взаимодействия. Ход: Дети бегают по комнате. При слове «молекула» все собираются в кучу, плотно прижимаясь, друг к другу. Игра « Колокольчик» Цель: сплотить детский коллектив. Ход: Дети стоят в плотном кругу, один ребенок посередине. Он раскачивается из стороны в сторону, остальные его поддерживают.
Игра « Я чувствую» Цель: Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Ход: Детям раздаются карточки с изображением различных эмоций. Ребенок называет изображенное чувство и говорит, когда он его испытывает. Игра «Руки» Цель: Развитие умения принимать настроение других людей. Ход: Дети работают в парах. Ведущий предлагает : познакомиться с руками, поссориться руками, помириться руками, удивиться руками. Игра «Наоборот» Цель: Осознание и принятие себя, своих черт характера. Ход: Дети сидят в кругу, Тот, кому кинули мяч, называет противоположное качество: добрый – злой. Игра «Я умею» Цель: Развитие адекватной самооценки; нахождение способов преодоления отрицательных черт характера. Ход: Дети сидят в кругу. Ведущий каждому кидает мяч. Ребенок называет как можно больше того, что он умеет (и хорошее, и плохое). Игра «Назови героя» Цель: учить соотносить эмоциональные состояния и их внешние проявления с героями сказок. Ход: Ведущий называет черту характера, дети подбирают к ней героя сказки. Игра «Бумажные развалы» Цель: Расширение опыта позитивного взаимодействия; развитие умения соотносить свои желания с желаниями и действиями других. Ход: Сразу оговорить, что дети после занятия все убирают. Затем предлагается начать. Дети стоят в кругу, у каждого запас бумаги. Разорванные кусочки складывают в одну кучу. Когда она станет достаточно большой, детям предлагается всем вместе подбрасывать бумагу вверх. Игра «Спаси птенца» Цель: Познакомить детей с методами саморегуляции. Ход: дети представляют, что у них в руках маленький беспомощный птенец. По сигналу ведущего они вытягивают руки вперед ладонями вверх, затем приближают их к себе. Медленно, по одному пальчику складывают ладони, прячут в них птенца, дышут на него, согревают своим ровным спокойным дыханием. Затем раскрывают ладони и выпускают птенца, представляя, как он радуется свободе. Дети улыбаются, прощаясь с птенцом. Игры на сотрудничество
Игра «Пузырьки» Цель: Способствовать формированию позитивных отношений между детьми; уметь сотрудничать. Ход: Разделившись на группы по 3-4 человека, дети берутся за руки и, образуют круги-«пузырьки» и передвигаются по помещению группы или в бассейне так, чтобы не столкнуться с другими «пузырьками. Каждый «пузырек» придумывает свои движения. Игра «Парашют» Ход: Восемь-десять детей берутся за края ткани или покрывала, в центре которого помещается надувной мяч. Совместными усилиями дети стараются заставить его подпрыгнуть или прокатиться по краям «парашюта»так, чтобы он не упал. Игра «Мы - туристы» Ход: Дети на протяжении всего « путешествия», преодолевая различные препятствия, должны держаться за руки. Игра «Доброе животное» Цель: Развитие чувства единства. Ход: Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук - делаем шаг вперед, тук – шаг назад. И еще раз: тук - шаг вперед, тук – шаг назад. Коллективные работы детей в продуктивных видах деятельности, нацеленные на получение совместного результата (лепка, аппликация, рисование, ручной труд, спортивные эстафеты и т.д.) способствуют умению устанавливать контакты, сотрудничать, в адекватной форме делиться своими эмоциями. Данные игры создают условия для самовыражения, безопасное пространство для общения; объединяют всех детей совместной деятельностью, способствуют повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности, развивают навыки социального поведения.
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Создать бесплатный сайт с uCoz |