Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 14:33

МКДОУ "Детский сад № 19"

Меню сайта
Форма входа

Программа работы с одаренными детьми

http://zarya-sad.ucoz.ru/odarenn.docx

Пояснительная записка  

1. Пояснительная записка.

 

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка  позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Проблема работы с одаренными детьми  чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.

Сегодня разработана и действует президентская программа "Дети России", где есть раздел "Одаренные дети". На государственном уровне выдвигаются задачи выявления и развития одаренных детей, создание различных типов учебных заведений, учитывающих разные потребности, подготовки научных кадров для работы с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми должна сложиться в концепцию, охватывающую все виды одаренности, в непрерывные педагогические процессы.

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности.

В отношении дошкольного возраста при рассмотрении проблемы одаренности наиболее продуктивны и важны идеи о творчестве как универсальном механизме развития психики (С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, П. Торренс); о значимости и самоценности дошкольного периода детства  (Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисицина, Л.А. Венгер).

  Наиболее часто исследователи при определении одаренности дошкольников обращаются к концепции творческой одаренности А.М. Матюшкина. Согласно данной концепции одаренность – «творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений, разного рода проблем: научных, технических, духовных». Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия), составляющая основу познавательной мотивации. Познавательная мотивация ребенка находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. С другой стороны, согласно «Рабочей концепции одаренности» разработанной в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети», одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одним из дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, остается вопрос о частоте проявления детской одаренности.  Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» – «одаренные дети встречаются крайне редко.  Указанная альтернатива снимается в «Рабочей концепции одаренности» следующей позицией: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности  присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

  В качестве причин, задерживающих проявление и развитие одаренности, исследователи рассматривают трудности развития ребенка (например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения); недостаток  необходимых знаний, умений и навыков; недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка; трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образовательной среды. 

  Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 января 2014 г.

  Структура содержания программы соответствует требованию к структуре образовательной программы дошкольного образования по ФГОС.

  В программе основным направлением является - развитие возможностей для развития и образования одаренных детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальности   Программа позволит, развивать способности одарённых детей, осуществляя личностно-ориентированный подход.

  Основной формой  работы с одаренными детьми являются занятия по индивидуальным маршрутам. Составление индивидуального маршрута на каждого ребёнка предполагает раскрытие его индивидуальных способностей, интересов и возможностей.

 

·         Специалисты ведут различные кружки, проводят самостоятельный мониторинг развития способностей детей в своем направлении по собственным методикам (входная, промежуточная и итоговая диагностики, анализ динамики изменений, выводы).

·         Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об его общей одаренности.

·         Для родителей разработаны анкеты по выявлению общей одаренности детей, адаптированные для разных возрастных групп.

 

Концепция программы

Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость  данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли  углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.

Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

 

 

Нормативно — методические документы

 

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»

- Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»

- Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»

- Устав ДОУ

- Локальные акты учреждения, регламентирующие

воспитательно-образовательный процесс.

Отличительные особенности одаренных детей

1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потреб­ность.

3. Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности — одаренности в оп­ределенной области науки, искусства.

3. Воспитанники, не достигающие по каким — либо причинам успехов в обучении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми

1. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки,  клубы по интересам.

 

 

Цели и задачи работы с одаренными детьми.

1. Выявление одарённых детей.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

 Задачи:

-      знакомство воспитателя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

-      проведение различных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих воспитанникам проявить свои возможности;

-      предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, воспитателем, через самостоятельную работу.

Стратегия работы с одаренными детьми

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией воспитанников в детском саду.

При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: образовательной, художественной, физической и др.

Дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством взрослого и самостоятельно.

Воспитательная и образовательная работа должна организовываться воспитателем таким образом, чтобы воспитанник мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности.

Условия успешной работы с одаренными воспитанниками.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.

Воспитатель должен быть:

- увлечен своим делом;

- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

- профессионально грамотным;

- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

- проводником передовых педагогических технологий;

- психологом, воспитателем и умелым организатором образовательно — воспитательного процесса;

- знатоком во всех областях человеческой жизни.

Формы работы с одаренными воспитанниками.

- творческие мастерские;

- групповые занятия ;

- кружки по интересам;

- конкурсы;

- работа по индивидуальным планам;

- исследовательские проекты 

Работа с одарёнными детьми.

План работы с одарённым ребёнком (примерный).

1. Индивидуальная работа

2. Занятия в кружке

3. Участие в конкурсе

4. Проектная деятельность

5. Вовлечение в коллективную деятельность

6. Работа с родителями.

 

Направления работы с одарёнными детьми и их родителями (примерные)

1.     Планирование и организация работы.

2.     Корректировка банка данных одаренных детей и детей с высокой и достаточной мотивацией к познанию мира

3.     Мониторинг состояния здоровья одаренных детей

4.     Оказание методической помощи родителям об организации работы по развитию интеллектуальных способностей детей

5.     Подбор литературы по выбранным темам проектно-исследовательской деятельности воспитанникам

6.     Создание картотеки материалов периодической печати по научно-исследовательской деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Пояснительная записка

- концепция программы

- нормативно-методические документы

 Отличительные особенности одаренных детей

- категории одаренных детей

- принципы работы с одаренными детьми

- цели и задачи работы с одаренными детьми

- стратегия работы с одаренными детьми

- условия успешной работы с одаренными детьми

- формы работы с одаренными детьми

 

Работа с одаренными детьми

- план работы с одаренными детьми

- направления работы с одаренными детьми

- мероприятия, проводимые в рамках реализации программы

- основные этапы реализации программ

- условия реализация программы

Мероприятия проводимые в рамках реализации программы

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Итог(результа)

1.Создание целевого методического совета по проблеме работы с одаренными детьми

 

Методический совет

Февраль-март

2015г.

Зам. Заведующего по ВМР

 

Положение о методическом совете

 

 

 

2.Обеспечение условий для систематического повышения мастерства педагогов

Семинары, педсоветы,

постоянно

Зам. заведуюшего по ВМР

Повышение инновационного потенциала педагогов

3.Ознакомление педагогического коллектива ДОУ с планом, с целями и задачами по организации работы с одаренными детьми

Консультатив-ная работа

В начале учебного года

Заведующий

План ДОУ

4.Корректировка и апробация программы ДОУ

Корректировка с педагогами и специалистами ДОУ

В течение года

Заведующий МКДОУ

Программа ДОУ

                                     Организация и содержание

                       воспитательно-образовательного процесса

1.Проведение родительских собраний в группах ДОУ для родителей

Консультатив-ная помощь

В течение года

Педагоги

Родительское собрание

«Детская одаренность в ДОУ»

2. Проведение практических занятий с педагогами ДОУ

Организационный методический час

Практические занятия, мастер-классы, тренинги

В течение года

Зам.заведующего по ВМР

 Размещение материалов, фотоматериалов на сайте ДОУ

3. Организация и осуществление комплексного мониторинга по выявлению одаренных детей

 

Материалы по итогам мониторинга

Собеседование с родителями, дети которых имеют высокий уровень усвоения программных требования по направлениям деятельности

В течение года

 воспитатели

Анализ педагогами ДОУ

«Результат диагностических способностей воспитанников»

Поддержка и поощрение родителей одаренных детей

 

4.Проектирова-ние в ДОУ индивидуального образовательного маршрута ребенка»

Разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка-дошкольника

В течение года

Воспитатели

специалисты

Создание индивидуальной карты развития  личности ребенка.

5. Отслеживание занятости детей в кружках, творческих студиях

Создание банка данных

В течение года

Воспитатели ДОУ

Создание банка данных

6. Использова-ние условий ДОУ и социума для развития воспитанников с опережением в развитии

Совместная работа воспитателей со специалистами ДОУ (кружки в ДОУ, мастер-классы, тематические недели, конкурсы)

В течение года

Зам. Заведующего по ВМР

Воспитатели

Создание плана работы на учебный год.

Создание дополнительных программ по сопровождению и специальной одаренности детей

7.Участие детей, родителей и педагогов в конкурсном движении

 

Районные конкурсы

В течение года

Зам. Заведующей по ВМР

Воспитатели

Положения о конкурсах

Награждение победителей

8. Привлечение педагогов, родителей для совместного проведения интеллектуальных мероприятий на уровне ДОУ

« Всезнайки» или

 « Умники и умницы» с детьми подготовительных к школе групп

 

2 раза в год

Зам. Заведующего по ВМР

Педагоги

Анализ мониторинга детей, игровые  задания для детей

Положение о конкурсе, сценарий викторины,

Награждение победителей

9.Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства

учителей школы и специалистов ДОУ в качестве консультантов по вопросам исследований детей

Открытые мероприятия в школе и ДОУ

В течение года

Зам. Заведующего по ВМР

Создание плана работы с воспитанниками  на учебный год

10.Создание методической копилки детского сада

Тесты, игровые развивающие задания, консультативный материал, конспекты открытых мероприятий по работе с одаренными детьми

В течение года

Зам. Заведующей по ВМР

Воспитатели

Специалисты ДОУ

Размещение материалов на сайте  ДОУ

Публикации материалов в журналах

11.Разработка

 «Портфолио» одаренного ребенка

Изучение обобщения опыта работы воспитателей, родителей

В течение года

 Воспитатели

Специалисты

родители

Создание

«Портфолио ребенка-дошкольника»

12.Совместная работа с МКУ  

мероприятия на  базе МКУ

В течение года

Специалисты МКУ

Педагоги  ДОУ

Совместный план работы

13.Итоги работы за год

Круглый стол

В конце учебного года

Заведующий МКДОУ

Зам. Заведующего по ВМР

Показатели эффективности реализации программы «Одаренные дети» Удовлетворен-ность родителей

(результаты анализа)

Основные этапы реализации программы

1этап — диагностико-организационный (2014-2015 г.)

Цель:

Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными воспитанниками в детском саду.

Задачи:

- Изучение нормативной базы;

- Разработка программы работы с одаренными детьми;

- Анализ материально-технических, педагогических условий реализации    

   программы.

- Создание целевого методического совета по проблеме работы с одаренными детьми (специалисты ДОУ, педагоги старших и подготовительных групп)

Планируемые мероприятия:

1. Проведение комплексной педагогической диагностики индивидуальных особенностей воспитанников на выпуске в школу;

2.  Создание творческой группы воспитателей в ДОУ по работе с одаренными детьми.

3. Обеспечение условий для систематического повышения мастерства педагогов по  работе с одаренными детьми.

4.Активное участие родителей, воспитателей и детей в открытых мероприятиях ДОУ, конкурсах на уровне района.

2этап — реализационный (2015-2016 г.)

Цель:

Апробация системы работы с одаренными воспитанниками.

Задачи:

- Диагностика склонностей воспитанников.

- Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми,  материалов для проведения различных мероприятий (тематические недели, интеллектуальные викторины, мастер-классы, тренинги), праздников.

- Формирование методической копилки детского сада по работе с одаренными детьми.

- Повышение квалификации педагогов в области работы с одаренными детьми.

- Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства учителей школы и специалистов ДОУ.

- Использование условий ДОУ и социума для развития воспитанников с опережением в   развитии.

-   Создание индивидуальной карты развития  личности ребенка в ДОУ.

Планируемые мероприятия:

1.Организация совместной деятельности ОУ и ДОУ

2. Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности («Портфолио ребенка-дошкольника»).

3.Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток по работе с одарёнными детьми, опубликование материалов на сайте ДОУ.

4. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.

5. Создание совместных планов со специалистами дополнительного образования.

6. Создание авторских программ, проектов по сопровождению специальной одаренности детей.

 

3этап — аналитический (2016-2017 г.)

Цель:

Переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования.

Задачи

- Анализ итогов реализации программы.

- Осуществление преемственности в воспитании и развитии одарённых детей на всех этапах воспитания и обучения в детском саду.

- Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.

- Обобщение и презентация результатов работы детского сада в реализации программы.

 

Планируемые мероприятия:

1.  Обобщение результатов предыдущего этапа реализации.

2.  Коррекция проекта и уточнение программы.

3.  Дополнительная апробация изменений, внесенных в проект.

4.  Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях.

 

Ожидаемый результат

1. Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности.

2. Повышение ответственности воспитателей  детского сада при организации работы с одаренными детьми.

3. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.

4. Создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми.

5. Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям.

6. Повышение качественных показателей воспитательно-образовательного  процесса воспитанников.

7.   Осуществление  преемственности в работе школы и детского сада по работе с одаренными детьми.

 

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов

1. Количественные и качественные показатели участия воспитанников в мероприятиях  разного уровня и творческих конкурсах.

2. Положительная динамика проявления интереса воспитанников к различным видам  деятельности.

3. Положительная динамика проявления интереса педагогов и родителей к исследовательской деятельности.

4.  Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с одарёнными детьми.

5. Уровень социальной успешности воспитанников.

 

Мониторинг достижения запланированных результатов

1.   Мониторинг успешности воспитанников детского сада по итогам года.

2.   Тестовая диагностика личностного роста воспитанника.

3.   Анализ достижений по направлениям воспитательно-образовательной работы детского сада.

4.    Диагностика удовлетворённости воспитательно-образовательной работой в ДОУ по работе с воспитанниками детского сада по выявлению одаренных детей.

Показатели эффективности реализации программы «Одаренные дети»

·        Повышение уровня индивидуальных достижений детей в областях, к которым у них есть способности.

·        Создание банка данных одаренных детей детского сада, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;

·        Создание «Портфолио одаренного ребенка» в ДОУ;

·        Внедрение в образовательное пространство детского сада  альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития; Создание Карты развития ребенка-дошкольника;

·        Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;

·        Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.

·        Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

 Условия реализация программы

Исходной предпосылкой для развития способностей служат врождённые задатки. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. При создании в дошкольной организации благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Обозначены основные условия в центре развития ребёнка, при которых развитие одарённости ребенка будет проходить наиболее эффективно.

 

Такими условиями являются:

  • наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
  • наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
  • создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
  • наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
  • введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
  • использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,
  • занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
  • работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;
  • участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества
  • тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;
  • участие в конкурсном движении.

Специалисты

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

воспитатель ИЗО

 

 

 

 

 

Музыкальный руководитель

 

 

 

 

 

воспитатель

по театру

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 44
Друзья сайта
  • Министерство образования и науки РФ
  • Портал Российское образование
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция ЦОР
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • МКОУ СОШ №6 п.Заря
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz